Система поддерживает два варианта управления розничной ценой. Первый, розничная цена формируется в момент поступления (прихода) товара. Это обычный и наиболее часто используемый вариант.
Второй, розничная цена и товар «встречаются» на кассе в момент продажи. Это, так называемая, продажа по прайс-листам.
Под управлением ценой подразумевается задание некоторых параметров и их комбинаций, которые обеспечат формирование оптимального значения розничной цены. Критерий «оптимальности» может быть разным для разных аптек сети и меняться во времени.
К параметрам управления, например, относятся:
- Глобальный минимум розничной наценки
-
Разбивка на диапазоны розничной и оптовой цены.
-
Процент отклонения розничной цены вверх.
-
Процент отклонения розничной цены вниз.
-
Группировка поставщиков по разным категориям (группам), например в зависимости от видов закупаемых товаров.
-
Группировка аптек сети по разным категориям ценообразования.
-
Группировка товара по классификационным группам управления.
Перечень параметров не исчерпывающий.
Первый вариант управления розничной ценой. Формирование розничной цены при приходе товара.
При формировании розничной цены разные параметры управления имеют разный приоритет использования.
Наивысший приоритет имеет «рекомендованная» или «ручная» цена. «Ручная» цена может быть задана менеджером в диалоговом режиме работы с таблицей потребности (сводной или аптечной) во время формирования заказа поставщику. То есть менеджер, зная цену поставщика и состояние рынка, может точечно, для конкретного товара установить значение розничной цены. «Ручная» цена хранится и используется при формировании розничной цены только несколько дней. Количество дней актуальности «ручной» цены от текущей даты устанавливается в константах комплекса. Эта настройка действует на всю номенклатуру товара. В тоже время, в настройках управления ценами, в сроках действия ручных цен, имеется возможность для некоторых групп товара задавать интервалы действия рекомендованной цены, отличные от настройки в константах.
Программа ограничивает значение «ручной» цены снизу глобальным минимумом относительно оптовой цены. Глобальный минимум зависит от того, какие настройки действуют на выбранную позицию товара. О глобальном минимуме написано ниже.
При отсутствии «ручной» цены, управление ценообразованием перейдет к прайс-листам.
Прайс-листы могут быть обычные и транзитные. На приход товара действуют и обычные и транзитные прайс-листы.
Транзитный прайс-лист может быть создан как для одной аптеки, так и для группы аптек.
Каждый прайс-лист может иметь приоритет. Приоритет выше у того прайс-листа, у которого выше числовое значение параметра «приоритет».
Если позиция товара попадает в несколько прайс-листов, то цена на эту позицию выбирается из прайс-листа, который имеет наибольший приоритет.
В основном используются прайс-листы для группы аптек (обобщенные прайс-листы). В справочнике контрагентов аптеки сети должны быть расклассифицированы, исходя из потребности управления ценообразованием. Например, социальные, дискаунтеры, спальные и т.д.
Обычно прайс-листы ведутся не по всей номенклатуре товара, а по группам, часто совпадающим с группами классификации номенклатуры. Например, прайс-листы для товаров топовой группы, для товаров социальных аптек.
Кроме этого прайс-листы создаются для проведения ценовых акций в рамках маркетинговой активности. Для этих прайс-листов устанавливается наибольший приоритет.
В прайс-листе можно задать розничную цену или процент розничной наценки.
В прайс-листе имеется поле с датой корректировки по каждой позиции , которое используется для контроля даты установки и изменения цены.
Если есть необходимость в том, чтобы просмотр прайс-листов был ограничен для сотрудников, то необходимо в настройках прайс-листов каждому присвоить идентификатор объекта доступа и в ПК «Диспетчер пользователя» выполнить разграничение прав доступа.
Если нет ценовых данных в прайс-листах, то управление ценообразованием переходит в управление наценкой в зависимости от диапазона оптовой цены. Реализовано четыре уровня:
1. «Аптека-Поставщик-Номенклатура»;
2. «Аптека-Поставщик»;
3. «Аптека»;
4. по диапазону цен.
Для первых трех уровней управления наценкой, прежде чем начать настройку, необходимо выполнить классификацию поставщиков, аптек и товара (или использовать существующие группы классификатора).
Например, в классификации контрагентов можно создать классификационные группы «поставщики (Ценообразование)», «аптеки (Ценообразование)», а в классификации номенклатуры создать группу «Товарные категории управления». На каждом уровне управления один и тот же товар может соответствовать нескольким вариантам (записям таблицы настройки этого уровня). Для управления выбором нужного варианта используется параметр «Приоритет». Чем выше числовое значение этого параметра, тем выше приоритет использования варианта настройки. Выбор процента розничной наценки выполняется с уровня номер один и далее по возрастающей.
Для уровней управления имеется возможность установить процент коррекции наценки, заключающийся в изменении, для установленных диапазонов закупочных цен, процента розничной наценки на величину % коррекции.
Следует отметить, что значение коэффициента коррекции может быть как положительно, так и отрицательно.
Итак, либо определено заранее заданное значение розничной цены или произведен ее расчет по найденному проценту розничной наценки.
Далее проводится возможная корректировка значения розничной цены. Первая возможная коррекция - это коррекция для товаров ЖНВЛП. Программа рассчитывает значение максимально допустимого значения (МДЦ) розничной цены для данного региона. Если значение сформированной розничной цены больше «МДЦ», то розничная цена урезается до значения «МДЦ».
Вторая возможная корректировка предназначена для сохранения стабильного значения розничной цены во времени. Это так называемый «зеленый коридор».
Под «зеленым коридором» понимается допустимый процент отклонения сформированной розничной цены к розничной цене предыдущей поставки.
Процент отклонения можно рассчитать:
(Цена розничная предварительная – Цена розничная предыдущей поставки) / Цена розничная предыдущей поставки * 100.
Если рассчитанный процент отклонения лежит в диапазонах зеленого коридора, то розничная цена берется равной розничной цене предыдущей поставки. Если рассчитанный процент не лежит в диапазонах зеленого коридора, то сформированная розничная цена не изменяется.
В системе используются четыре уровня управления розничной ценой (зеленый коридор):
1. Зеленый коридор: «Аптека-Поставщик-Номенклатура»;
2. Зеленый коридор: «Аптека-Поставщик»;
3. Зеленый коридор: «Аптека»;
4. Зеленый коридор: по диапазону цен.
Все параметры настройки, которые определяют классификационные группы аптек, поставщиков и товара аналогичны настройкам для схем управления наценкой.
Просмотр допустимых отклонений розничной цены выполняется с уровня номер один и далее по возрастающей.
Следующий этап корректировки «торговое округление». Это делается для того чтобы розничная цена была кратна номиналу какой-то монеты, что удобно при расчетах с покупателями. Существуют три алгоритма округления - Отбросить, Дополнить, Арифметический. Настраиваются два уровня торгового округления:
- Торговое округление по Номенклатуре;
- Торговое округление по диапазону цен; по номенклатуре – для определенных классификационных групп товара по установленным диапазонам розничных цен (например для ЖНВЛП выбираем округление «Отбросить», а для Медицинской техники и Лечебной косметики выбираем округление «Дополнить»).
- по диапазону розничных цен – для всего остального по установленным диапазонам розничных цен.
В момент прихода товара выполняется контроль розничной цены с учетом, установленной в настройках глобального минимума наценки.
Глобальный минимум наценки – это процент наценки, ограничивающий снизу значение розничной цены при изменениях цен закупки.
Глобальный минимум проставляется в транзитном прайс-листе (конкретно по каждой позиции), в настройках управления наценкой по разным уровням классификации (на группу товара) и в карточке контрагента, на закладке «Примечание». Если настройки пересекаются, то действуют следующие приоритеты - от самого главного - прайс-лист, далее - управления наценкой, и самый низкий приоритет - карточка контрагента.
Второй вариант управления розничной ценой. Через транзитные прайс-листы при реализации товара.
Данный вариант дополняет первый новым функционалом – управление ценой реализации. Цена реализации действует на текущие остатки в аптеке, в отличие от розничной цены, которая формируется только на этапе прихода товара. Цена реализации устанавливается не на весь ассортимент товара, а на выделенные группы.
Ценообразование на всё остальное управляется аналогично ПЕРВОМУ варианту.
Ручная цена (конкретной партии) является приоритетной над ценой реализации.
Цена реализации и глобальный минимум устанавливаются в ГРУППОВОМ прайс-листе (настроенным как «Транзитный»). После этого вся информация консолидируется в ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ аптечный транзитный прайс-лист с учетом приоритетов ГРУППОВЫХ транзитных прайс-листов и отправляется в аптеку.
При приеме информации в аптеке выполняется автоматическая печать ценников только на те препараты, по которым изменилась цена реализации.
Далее происходит актуализация прайс-листа (обычно настраивается на ночное время) и после этого цены видны в партиях товара на кассе.
Используя Транзитный прайс-лист есть возможность вести разное ценообразование для разных отделов аптеки (например для Торгового зала и Доставки). При этом сток товара может быть в одном отделе.